Русский Английский
Поиск На главную страницу Карта сайта Сообщение Администратору

История БАМа

Впервые будущая железная дорога была названа Байкало-Амурской в 1930 г. в документе, направленном в ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров дальневосточными краевыми организациями, с предложением о проектировании и строительстве в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке второй железной дороги с выходом к Тихому океану. В документе учитывались предварительные разработки хабаровских и иркутских проектировщиков.

В 1933 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) направлен доклад "План освоения района БАМа". В 1934 г. на съезде ВКП(б) принято решение о включении строительства БАМа в план третьей пятилетки.

Регион, в котором предстояло выполнить огромный объем работ, в силу сложившихся природно-географических и экономических условий на протяжении многих десятилетий развивался на основе государственной поддержки. В 30 - 50-е годы за счет государственных средств было построено 2075 км железных дорог на подходах к БАМу и на концевых участках.

В 1967 году по решению Правительства были возобновлены проектные работы на БАМе. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» необходимые средства для сооружения стержня транспортной инфраструктуры - железной дороги первой категории протяжением 3100 км, второго пути Тайшет - Лена - 740 км, линий Бамовская - Тында и Тында - Беркакит -400 км были выделены.

В течение полувека менялись акценты, но доминанты оставались неизменными: важность сооружения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали для хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока никогда не отрицалась, экономическая целесообразность ее подразумевалась, а военно-стратегическая необходимость подчеркивалась.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль - самая последняя гигантская стройка XX века. В общей сложности БАМ строился 15 лет. 10 лет сквозь тайгу прокладывались железнодорожные пути, еще пять лет делалось капитальное обустройство магистрали. 29 сентября 1984 года состоялась укладка последнего, знаменитого "Золотого звена" Байкало-Амурской магистрали, и первые поезда пошли по новой железной дороге от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.

Магистраль пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровскому краю.

Трасса дороги протяженностью 4300 км пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый большой в России - Северомуйский тоннель. Его длина 15 343 м, а общая протяженность подземных выработок – более 45 км.

Мостостроители возвели в общей сложности 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит белее чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.

Наряду с Транссибом Байкало-Амурская магистраль служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану. Для страны БАМ открывал огромные перспективы.

В целом, комплекс БАМ призван решать пять важных задач общегосударственного масштаба, которые грандиозны и в то же время ясны и понятны:

  • открыть доступ к природным ресурсам огромного региона;
  • обеспечить транзитные перевозки по кратчайшему расстоянию (сократить перепробег грузов в среднем на 500 км);
  • создать кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток - Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам;
  • парировать возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе;
  • стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной территории (около 1 500 000 кв. км), богатой ценными запасами минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами.

Ссылки на ресурсы о БАМе:

©Copyright ОАО "БАМТОННЕЛЬСТРОЙ", 2011
Рейтинг@Mail.ru