Русский Английский
Поиск На главную страницу Карта сайта Сообщение Администратору




Строительство тоннелей с применением щитового способа

Основным элементом щитовой технологии строительств атоннелей является проходческий щит, представляющий собой передвижную временную крепь в виде цилиндрической оболочки, под прикрытием которого выполняют необходимые проходческие операции: разработку и погрузку грунта, транспортирование грунта за пределы щита, возведение обделки тоннеля. Выемку грунта осуществляют в головной части щита, возведение обделки в хвостовой.

Проходческие щиты делятся на 2 категории, которые в свою очередь подразделяютя конструкционно:

Немеханизированные

Механизированные щиты

По форме поперечного сечения:

  1. круговое
  2. эллиптические
  3. подковообразное
  4. прямоугольное

По размерам сечения

  1. большое - 8,5-9,75 м
  2. среднее - 5,7-6,7 м
  3. малое - 2,6-3,6 м

По способу ограждения забоя:

  1. без лобовой диафрагмы
  2. с рассекающими перегородками
  3. с лобовой диафрагмой
  4. с герметизированным ограждением

По области применения для:

  1. для неустойчивых
  2. слабоустойчивых
  3. устойчивых пород различной крепости

По способу разрушения пород:

  1. строгание
  2. фрезерование
  3. бурение
  4. скалывание

По типу рабочего органа:

  1. роторный
  2. качающийся
  3. планетарный
  4. комбинированный

Основные размеры проходческих щитов зависят от диаметра обделки, геологических условий проходки и типа механизированного оборудования. На скорость проходки влияют размеры сечения и тип проходческого щита и при благоприятных условиях она достигает нескольких сотен метров в месяц. Конструкции проходческих щитов совершенствуют путём создания унифицированных режущих инструментов и погрузочных ковшей, разработки взаимозаменяемых инструментов.

Механизированный проходческий щит оборудован рабочим органом, посредством которого осуществляют разработку грунта, его удаление за пределы щита грунтозаборным устройством и погрузку в транспортные средства. Перемещение щита осуществляется по мере продвижения забоя. Как только щит передвигают на расстояние равное ширине кольца отделки, возводят очередное кольцо. Таким образом цикл работ постоянно повторяется: выемка грунта - передвижение щита - возведение обделки. Для возведения обделки используют специальный механизм - блокоукладчик.

TBM LOVAT TBM LOVAT

Конструктивно, щит представляет собой металлическую оболочку, состоящую из трех основных частей. Передняя часть, имеющая режущие инструменты, непосредственно контактирует с забоем. В средней части по периметру размещены домкраты передвижения щита. Хвостовая часть представляет собой цилиндрическую оболочку, внутри которой возводится очередное кольцо тоннеля. Возведение обделки сопровождается закрепным тампонажем, связанным с заполнением кольцевого зазора между обделкой и поверхностью грунта.

* Впервые проходческий щит был применен в Великобритании М. И. Брюнелем при сооружении тоннеля под р. Темза (1825). В СССР проходческие щиты применяют с 1932; с их помощью сооружено большинство тоннелей метрополитенов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Мировой рекорд скорости проходки - 1250 метров тоннеля в месяц - поставлен серийным щитом КТ-1-5,6 на участке строительства перегонного тоннеля в Ленинграде на участке от "Пионерской" до "Удельной" в 1981 году. В 70-х - 80-х годах эти щиты считались одними из самых совершенных в мире.

TBM LOVAT TBM LOVAT
Технологии работ

Строительство тоннелей с применением комбайнов
Уступный способ сооружения тоннелей
Набрызгбетонирование
Возведение постоянной обделки тоннеля
Бестраншейная прокладка коммуникаций, микротоннелирование
©Copyright ОАО "БАМТОННЕЛЬСТРОЙ", 2011
Рейтинг@Mail.ru